Дешевые авиабилеты онлайн

Бронирование для визы, рассрочка и кредит

Взрослые
Дети до 12 лет
Дети до 2 лет
Составить сложный маршрут
Поиск авиабилетов
Добавить перелет
Взрослые
Дети до 12 лет
Дети до 2 лет

Вернуться к простому маршруту
Поиск авиабилетов
Читать 13 мин.

Самолет Saab 340 - обзор

SF-340

Характеристики Сааб 340:

  • длина - 19,73 метров (64 фута 9 дюймов),
  • размах крыльев - 21,44 метр (70 футов 4 дюйма),
  • высота - 6,97 метра (22 фута 10 дюймов),
  • дальность полета - 1450 км,
  • скорость - 519 км/ч,
  • экипаж - 3 (2 пилота + 1 бортпроводник),
  • пассажиры — 30-37 мест,
  • крейсерская скорость - 467 км/ч (290 миль/ч; 252 узла),
  • спектр - 1732 км (1076 миль, 935 морских миль),
  • сервисный потолок - 7620 метров (25000 футов),
  • взлетно-посадочная полоса - 13 155 кг (29 002 фунта).
  • первый полет - 25 января 1983 года,

Сегодня, когда вы слышите о производителе Saab, вы, вероятно, думаете об автомобилях, которые он производит. Тем не менее Saab также является крупным производителем истребителей для вооруженных сил мира, и он также произвел два турбовинтовых авиалайнера - Saab 340 и Saab 2000.

Saab 340 — пассажирский турбовинтовой самолёт шведской фирмы Saab AB

Несмотря на то, что он меньший из двух турбовинтовых самолетов, 340 на самом деле является более популярным из двух турбовинтовых самолетов — концерн Saab произвел 459 самолетов модели 340 всего за 16-летний период, что делает его одним из самых успешных региональных авиалайнеров на сегодняшний день!

История Сааб 340

Конец 1960-х и начало 1970-х годов были одними из лучших в истории авиации, особенно для региональных авиалайнеров. В течение 1960-х годов для работы крупных авиакомпаний были представлены новые региональные самолеты, такие как Sud Avaiation Caravelle, BAC One-Eleven и Як-40.

Для небольших авиакомпаний в конце 1950-х и 1960-х годах были представлены региональные авиалайнеры с турбовинтовыми двигателями, такие как Vickers Viscount, Fokker F27 и Short Skyvan. Первые несколько лет 1970-х также были неплохими для рынка региональных авиалайнеров. Тем не менее 1973 год не был хорошим годом для авиационной промышленности, поскольку нефтяной кризис 1973 года привел к росту цен на топливо, а вместе с ним и на билеты на самолет, которые многие отказывались оплатить.

Хотя нефтяной кризис длился всего пять месяцев, ущерб уже был нанесен. Авиационная отрасль была уничтожена теми авиакомпаниями, которые по-прежнему требовали региональных турбовинтовых двигателей, которые были более экономичными, чем все, что было до них. Видя все это, а также проявляя интерес к гражданской авиации более десяти лет, шведский инженерный конгломерат Saab решил начать разработку недорогого регионального авиалайнера с турбовинтовым двигателем, который авиакомпании действительно хотели…

Сааб 340 на взлетной полосе

Разработка

С самого начала проекта Saab надеялся разработать самолет полностью самостоятельно и в тайне. Однако в 1979 году, через пять лет после начала разработки, проект уже стал самым дорогим промышленным предприятием в истории Швеции. Поэтому, стремясь облегчить финансовое бремя, позже в том же году Saab объявил миру о проекте Saab 340. К 1980 году они стали партнерами американского производителя самолетов Fairchild, чтобы разделить расходы и разработку между двумя компаниями.

В рамках этого соглашения Fairchild Aviation разработает и изготовит гондолы двигателей, крылья и хвостовое оперение. Взамен Saab покроет 75% затрат на разработку, сертификацию и системную интеграцию, а Fairchild получит прибыль от SF340. Чтобы отразить это новое соглашение, Saab изменил название нового регионального авиалайнера на Saab Fairchild 340 - при этом самолет получил обозначение типа SF340.

Несмотря на то, что Saab был коммерческим авиалайнером, он разрабатывал большие части SF340 в тандеме с многоцелевым истребителем Grippen. Например, Saab освоил диффузионное соединение на Grippen, прежде чем активно использовать его на SF340.

Первоначально SF340 будет продаваться довольно быстро, принеся Saab и Fairchild миллионы в процессе. Однако финансовые проблемы второго заставили Fairchild выйти из соглашения (и рынка коммерческой авиации в целом!) после того, как было поставлено всего 40 самолетов SF340. Таким образом, производство всего SF340 перешло к Saab. Чтобы отразить это, Saab удалил название Fairchild из брендинга SF340, снова назвав его Saab 340 и используя обозначение типа S340 вместо SF340.

Пассажирский салон в Сааб 340

Операционная история

После этого Saab впервые совершил полет на 340-й модели 25 января 1983 года, прежде чем был сертифицирован большинством крупнейших мировых авиационных регуляторов. После чего S340 был введен в эксплуатацию швейцарской региональной авиакомпанией Cross Air. С этого момента у Saab 340 будет одна из самых интригующих историй эксплуатации среди всех турбовинтовых авиалайнеров на сегодняшний день…

Коммерческий вариант

Хотя Cross Air станет первым масштабным заказчиком 340-го, выполнив первый рейс этого типа с платными пассажирами (рейс, заполненный высокопоставленными лицами, такими, например, как тогдашний Папа Иоанн Павел II), он не будет единственным оператором этого типа… Фактически, более 100 авиакомпаний уже эксплуатировали Saab 340 на коммерческих рейсах в прошлом или настоящем. Это делает 340 наиболее широко используемым региональным самолетом с точки зрения количества операторов!

По большей части авиакомпании, которые эксплуатируют S340, являются фидерными авиакомпаниями - независимая авиакомпания владеет и эксплуатирует свои собственные самолеты на определенных маршрутах, работая под знаменем другой, более крупной авиакомпании. При этом было несколько небольших независимых региональных авиакомпаний, которые летали на S340 под своим именем, но эти 340-е часто перевозили одновременно авиапочту и пассажиров, чтобы получать большую прибыль.

Однако в последние годы появление более крупных и экономичных региональных самолетов, таких как семейства ERJ-145 , E-Jet и E-Jet E2, привело к тому, что многие авиакомпании сняли с эксплуатации стареющий Saab 340. Но из-за его прошлого успеха на западе многие более мелкие авиакомпании в развивающихся странах начали приобретать S340, поскольку они могут позволить себе платить более высокие цены на топливо из-за того, что приобретают его практически бесплатно!

Посадка пассажиров в самолет Сааб 340

Грузовой вариант

После появления модели 340 компания Saab проследила за сроком службы первых региональных турбовинтовых двигателей (таких, как Vickers Viscount), чтобы увидеть, что они сделали после того, как их заменили другие модели 340. Здесь Saab заметил, что многие из них стали грузовыми самолетами. В ожидании того времени, когда 340 сам по себе будет вытеснен более новыми региональными турбовинтовыми двигателями, такими как Saab 2000, Saab начал разработку грузовой модификации для S340.

Начнем с того, что эта грузовая модификация плохо продавалась. Однако в последние годы, что, возможно, усугубилось притоком 340-х на вторичный рынок, многие региональные грузовые авиакомпании начали приобретать старые 340-е авиалайнеры и переделывать их в грузовые самолеты

Как для небольшого самолета, незначительные размеры Saab 340 (и, следовательно, более низкие эксплуатационные расходы) на самом деле является преимуществом, что позволяет 340 продолжать эксплуатироваться гораздо дольше, чем в противном случае! В этом качестве 340 чаще всего перевозит большое количество авиапочты на короткие расстояния, обычно доставляя почту из основного распределительного узла в региональные распределительные узлы, поскольку это часто более эффективно, чем доставка почты грузовиком.

Интересно, однако, что некоторые авиакомпании также используют 340 для перевозки продуктов питания, почты и других предметов первой необходимости с материка на какой-либо уединенный остров.

Эконом-класс в самолете Сааб 340

VIP транспорт

Увидев успех S340 в качестве коммерческого авиалайнера, ряд корпораций и бизнесменов приобрели 340-й как самолет, который может действовать как их личный самолет на ближнемагистральных маршрутах, где он часто работал в одной из двух ролей:

  • в первую очередь, 340 служит немного более крупной альтернативой легким бизнес-джетам, таким как Embraer Phenom 100/300, Learjet 70 и Hawker 400, и может перевозить несколько дополнительных пассажиров по несколько более низкой цене за место на многих ближнемагистральных маршрутах,
  • однако в другом качестве он действует как корпоративный транспорт, перевозя от 15 до 25 сотрудников среднего звена с немного большим комфортом, чем на коммерческих самолетах, и при этом обходится компании гораздо дешевле в расчете на одного пассажира…

Увидев успех 340 в качестве VIP-транспорта, ряд чартерных компаний высшего класса также приобрели S340. Они часто приобретали бывшие авиалайнеры 340, придавая им роскошную внутреннюю отделку для любой знаменитости или международного бизнесмена. Действительно, модель 340 зарекомендовала себя в качестве VIP-транспорта для бизнеса и бизнесменов настолько хорошо, что ВВС Швеции приобрели два 340-х, которые были спроектированы Saab на заводе как VIP-транспорт с самого конвейера.

Виды из иллюминатора частично портят двигатели самолета

Открытое небо

Во время холодной войны и Восток, и Запад летали самолетами над территорией друг друга, проверяя время отклика ПВО друг у друга, а также проверяя наличие большого количества самолетов или другой воздушной военной техники (признак возможной атаки в будущем). Однако риск быть сбитым или случайно спровоцировать международный инцидент/войну был чрезвычайно высок.

Чтобы предотвратить это, и НАТО, и Варшавский договор в 1992 году заключили Договор по открытому небу, позволяющий каждой стране-участнице осуществлять воздушное наблюдение за воздушным пространством других подписавших сторон, чтобы предотвратить любое недопонимание. Хотя с тех пор США вышли из этого соглашения (в ноябре 2020 года), остальные стороны, первоначально подписавшие его, остались в соглашении, и тем не менее каждая страна продолжает совершать вторжения в воздушное пространство в разных случаях.

В рамках соглашения каждой стране разрешено использовать один официальный самолет, единственной целью которого является наблюдение за выполнением Договора по открытому небу. На сегодняшний день две страны используют Saab 340. Основным оператором является Швеция, которая эксплуатирует один 340, обозначенный как OS-100 (где «OS» означает «Открытое небо»). Этот самолет был сертифицирован в 2004 году, после того как страна подписала и ратифицировала договор в 2002 году.

Второй оператор — Великобритания. До 2008 года Великобритания использовала Hawker Siddeley Andover C.1, но сняла его с производства из-за того, что самолету было более 40 лет. Сейчас Великобритания время от времени заимствует шведские ОС-100, а также украинские и румынские Ан-30 и американские ОС-135.

Турбовинтовые двигатели Сааб 340

Почему Saab 340 был таким успешным?

Всего за 16 лет (1983-1999) было выпущено 459 единиц Saab 340. Хотя поначалу это не кажется впечатляющим, для сравнения - большинство других региональных турбовинтовых самолетов, выпущенных примерно в то же время, получили эти цифры только после почти 25 лет производства!

Первоначально успех 340-го был ограничен только Европой, где Saab мог легче продавать 340-й, однако успех Saab в Европе убедил многие фидерные авиакомпании в США купить несколько штук и опробовать их, начиная с American Eagle в 1989 году. После того как этот тип был принят на вооружение American Eagle, пассажиры обнаружили, что S340 превосходит многие другие региональные турбовинтовые самолеты, на которых они летали, и считается, что он быстрее, тише и удобнее, чем его конкуренты.

Благодаря этому авиационные СМИ в то время сходили с ума по Saab 340! В свою очередь это подтолкнуло больше авиакомпаний к покупке S340 и было встречено с большей похвалой в СМИ, что побудило еще больше авиакомпаний покупать 340-й и так далее…

Несмотря на то, что этот успех был только частично вызван немногими пассажирами 340-го, многие люди, которые недавно летали на S340, отметили, насколько он «шумный, старый и неэффективный, но также и его запах, как будто его никогда не чистили». Из-за того, что современные пассажиры недолюбливают 340-й, многие авиакомпании перенесли дату прекращения обслуживания этого типа, утверждая, что введение более эффективного и тихого регионального самолета, «который не пахнет», вероятно, принесет больше пассажиров для авиакомпании!

Удобные кресла в самолете

Насколько безопасен Saab 340?

В последние годы безопасность воздушных судов стала предметом всеобщего внимания, в основном благодаря серии громких инцидентов, связанных с авиацией, о которых широко сообщалось как в основных, так и в авиационных СМИ. Общей тенденцией среди самолетов является то, что чем они старше, тем они опаснее, поскольку в то время правила и требования были слабее, а технологии, связанные с безопасностью, прошли долгий путь - более пяти лет или около того.

Так как S340 — это самолет, который был разработан в середине-конце 1970-х годов, возникает вопрос - насколько на самом деле безопасен Saab 340? К сожалению, из 459 самолетов S340, произведенных Saab, 35 были вовлечены в авиационные происшествия, в том числе 22 инцидента с потерей корпуса (авиакатастрофы), в результате которых погибло 48 человек.

Хотя это может показаться не большим количеством аварий или смертельных случаев (но даже 48 - это слишком много), примерно 7,6% всех произведенных самолетов S340 разбились, или 4,8% были повреждены без возможности ремонта (потеря корпуса), что делает 340-й одним из самых опасных самолетов, когда-либо построенных!

По большей части эти инциденты произошли из-за сочетания ошибок диспетчера, ошибки пилота и неблагоприятных условий из-за плохой погоды, которую никто не мог предвидеть. Тем не менее шокирующее количество недавних аварий произошло из-за нагрузки на фюзеляж, за которым не ухаживали должным образом. Если вы жили в те времена, велики шансы, что вы помните, как пропеллер отлетел от Saab 340, управляемого компанией Comair, в середине полета (после того, как двигатель был выключен), каким-то чудом никого не убив!

Широкие иллюминаторы позволяют насладиться прекрасными видами

Наследие

Отчасти благодаря огромному успеху Saab 340, а также его разнообразной истории эксплуатации, модель 340 оказала невероятно большое влияние на авиационную отрасль в целом, возможно, больше, чем любой другой турбовинтовой региональный авиалайнер… До появления модели 340 компания Saab была известна только производством своих военных истребителей, таких как Grippen, Draken и Viggen. До этого единственными невоенными самолетами, которые она производила, были базовые учебные самолеты, используемые военными. Saab ранее производил коммерческий авиалайнер Saab 90 Scandia (который должен был стать преемником Douglas DC-3), однако это был коммерческий провал: за почти десятилетие было продано всего 18 единиц, и поэтому о нем забыли...

Таким образом, когда Saab объявил, что производит региональный авиалайнер с турбовинтовым двигателем, многие в авиационном сообществе посмеялись над ними, заявив, что Saab никогда не сможет конкурировать с такими компаниями, как Embraer, ATR и de Havilland Canada. Несмотря на это, коммерческий успех модели 340 доказал миру, что Saab действительно может производить рабочий коммерческий авиалайнер, на котором люди желают летать, а авиакомпании хотят покупать!

Сегодня полет на пассажирском S340 становится все большей редкостью. Тем не менее 340-й не становится редкостью сам по себе - просто роль, которую он выполняет, меняется из-за возраста 340-го. Вместо того чтобы летать с пассажирами, многие из почти 200 самолетов S340, которые все еще находятся в эксплуатации, теперь перевозят грузы - они часто выполняют роль авиапочты, как это делали оригинальные авиакомпании до перехода к пассажирским перевозкам (также с небольшим количеством грузов).

Несмотря на это, есть много небольших региональных авиакомпаний (которые обычно работают как фидерные авиакомпании того или иного рода), которые все еще эксплуатируют Saab 340, но при этом многие из них должны быть выведены из эксплуатации в течение следующих пяти лет… В то время как дни его авиалайнеров, казалось бы, сочтены, военная жизнь 340-го еще далека от завершения. Хотя некоторые из них были выведены из эксплуатации в последние годы, срок службы многих из них на момент написания этой статьи истек менее чем наполовину!

Saab 340 в полете

Самолет будущего

По большей части из-за огромного успеха 340-го Saab решил удлинить фюзеляж S340, чтобы вместить 50 пассажиров, и назвал его S2000. Saab 2000 поступил на вооружение в 1994 году и производился с 1992 по 1999 год. Тем не менее Saab 2000 был провалом почти по всем параметрам. Это помогло убедить руководство Saab в том, что им следует придерживаться производства истребителей, а не коммерческих авиалайнеров.

Это само по себе привело к созданию самолетов будущего, хотя и непреднамеренно. Видите ли, многие из инженеров, которые работали над проектами Saab 340 и 2000, продолжают работать в Saab, используя знания (приобретенные на проектах S340) на истребителях, которые они помогают разрабатывать!

Еще одним непреднамеренным последствием провала 340/2000 стало то, что он позволил другим региональным производителям турбовинтовых самолетов расширить производство своих турбовинтовых авиалайнеров, которые в конечном итоге станут региональными самолетами, такими, например, как ERJ-135 /145.

Региональный турбовинтовый пассажирский самолет Сааб 340

Технические характеристики

Разработанный с нуля, S340 был спроектирован так, чтобы быть на вершине технологии турбовинтовых авиалайнеров 1980-х годов для своего времени, что давало ему преимущество перед более старыми турбовинтовыми самолетами, такими как EMB-120 Brasilia, и даже над несколькими ранними региональными реактивными самолетами!

Поскольку 340-й послужил основой для увеличенного Saab 2000, между двумя авиалайнерами, естественно, много общего, в основном в их физических характеристиках, а не в технических характеристиках.

Похожие статьи

Станьте подписчиком

Следите за горячими спецпредложениями и более эффективно планируйте путешествие.
При подписке - подарок!

Лучшие цены на email

Планируете купить дешевый авиабилет?
Используйте наш сервис, чтобы "поймать" выгодный день покупки.

Последние новости

Всё, что Вы хотели знать о том, как найти, забронировать и купить авиабилет, оформить самую дешевую страховку для путешествия и многое другое.